Как сделать бизнес-план для строительной кампании?
Прежде, чем приступать к составлению бизнес-плана, необходимо понимать, что он представляет из себя. По сути, это масштабный документ, который включает в себя цели развития компании на определенный срок (обычно от года до 3-5 лет), а также способы их достижения. Бизнес-планы могут иметь различную детализацию (например, обозначены только глобальные цели или подробно расписаны даже промежуточные), включать в себя расчеты, графики и т.д., маркетинговые стратегии, действия на случай изменения обстоятельств, в которых работает бизнес (к примеру, падение спроса на жилье или появление сильных конкурентов) и многое другое. При подготовке бизнес-плана обязательно привлекаются специалисты в области экономики, маркетинга, финансов, которые вместе с работниками компании работают над итоговыми показателями в документе.
Чтобы составить бизнес-план для строительной компании, необходимо:
- поставить цели по выручке на ближайшие годы – поскольку любой бизнес, и строительный – не исключение, завязан на получение прибыли, именно показатели финансовой успешности сильнее всего влияют на планирование. Определяя финансовые ориентиры, следует учитывать не только производственные мощности компании, но и множество других факторов, например, спрос на предоставляемые услуги, потенциальное повышение цен на материалы и инструменты, общую ситуацию на рынке, деятельность конкурентов, прогнозы относительно деятельности строительной сферы на ближайшее будущее и т.д. Конечно, всё предусмотреть в плане невозможно, но если основные факторы риска будут учтены, бизнес-план будет достаточно реалистичным для того, чтобы его можно было выполнить. Не стоит ставить перед компанией слишком высокие цели – лучше достичь желаемого в меньшем объеме, чем частично не реализовать план, однако и занижать цели не нужно – так не будет стимула для роста бизнеса;
- разработать стратегию действий – пожалуй, самой важной частью бизнес-плана является перечень практических действий, которые должны быть направлены на реализацию бизнес-плана. Стратегия действий может касаться самых различных сфер деятельности компании: привлечение новых работников и удержание существующих, завоевание новых рынков, расширение спектра предоставляемых услуг, работа с негативными отзывами, борьба с конкурентами, поиск инвестиций, привлечение новых клиентов, обновление парка техники и многое другое. Конечно, стратегия действий должна быть непосредственно связана с поставленными в бизнес-плане целями, ведь, по сути, это и есть инструмент для достижения данных целей;
- определить бюджеты на маркетинг – необходимо понимать, что маркетинговая стратегия является очень важным элементом бизнес-плана и частью общей стратегии по достижению поставленных целей. Приемы маркетинга позволяют находить новых клиентов, удерживать существующих, улучшать положение компании на рынке, тем самым прямо влияя на размер прибыли и финансовую эффективность бизнеса. Но чтобы маркетинг работал, на него необходимо выделить бюджет, то есть, средства, которые будут использованы на рекламу и продвижение.
Если следовать этим советам, получится создать грамотный и реализуемый бизнес-план, который поможет поднять продажи в строительстве и добиться успехов в выбранной сфере деятельности.